Аmbient (эмбиент) — музыкальный жанр, включающий в себя элементы целого ряда различных стилей: джаза, нью-эйджа, электронной музыки, рока, рэгги, современной академической музыки, этномузыки и даже нойза.
Однако на самом деле Brian Eno всего лишь назвал так свой первый альбом, записанный в этом стиле, и только некоторое время спустя название перенеслось на весь стиль. Термин «эмбиент» появился в 70-х XX века. По сложившейся легенде, идея создания музыки, называемой сегодня эмбиент, пришла ему в голову, когда он лежал в больнице и за неимением иного занятия прислушивался к шумам и звукам, доносящимися с улицы. Совершенно неожиданно он осознал, что воспринимает шумы за окном его палаты как какую-то музыку — отголоски звуков города сплелись в подобие мелодической структуры. Он уловил некую закономерность и музыкальность. После выписки из больницы он вернулся к работе и стал экспериментировать с магнитофоном. Он выставлял микрофон во двор, носил его с собой и записывал разнообразные звуки окружающей среды, но не дождь, не гром и т.п. – это уже делалось, а именно какие-то отголоски жизни.
Идея использования шума, как музыкального элемента берет свое начало от манифеста итальянского футуриста Луиджи Руссоло (Luigi Russolo) «Искусство шумов», опубликованном в 1913 году. Сам по себе манифест художника Руссоло был инспирирован работами композитора-футуриста Балилла Прателла (Balilla Pratella), чей «Технический манифест футуристической музыки» (1911 год) содержал следующую фразу: «[Музыка] должна передавать дух масс, огромных промышленных комплексов, поездов, океанских лайнеров, военных флотов, автомобилей и аэропланов. Все это должно присоединять к великой центральной теме поэмы область машин и победную сферу электричества».
Эмбиент делится на классический и электронный. Ино использовал шумы из окружающей его жизни и акустические инструменты — это был классический эмбиент.
Сейчас широко распространён электронный эмбиент — смесь тихой обволакивающей музыки без определённого ритма, отдалённых голосов, ревербераций и др. Однако ряд исполнителей электронного эмбиента использует шумы окружающей среды в своих альбомах (например, The Orb) и другие приемы классического эмбиента.
В 2002 году музыкальный продюсер Джэф Тоун (Jeff Towne) и журналист Питер Манци (Peter Manzi) из журнала New Age Voice Magazine составили рейтинг главных альбомов в стиле эмбиент, созданных за все время. Для отбора претендентов на попадание в рейтинг были приглашены судьи, среди которых были музыканты Стив Роуч, Роберт Рич, основатель звукозаписывающей компании Hearts of Space Стефен Хилл (Stephen Hill) и др. В итоге эксперты выбрали «25 главных эмбиент-альбомов всех времен» (The 25 Most Influential Ambient Albums Of All Time)
В этот рейтинг попали как классические работы Брайана Ино и Стива Роуча, так и альбомы, обычно классифицируемые, как прогрессивный рок (Tangerine Dream), электронная музыка (Aphex Twin,The Orb) и даже джаз (Miles Davis). Таким образом, само определение «эмбиент» было существенно расширено.