Breakbeat (брейкбит — «ломаный ритм») — термин, объединяющий класс жанров электронной музыки на основе барабанной партии с ломаным ритмом или же непосредственно сами эти барабанные партии. «Ломаность» ритма достигается за счёт смещения сильных долей такта на слабые (синкопирование) или же за счёт одновременного сочетания двух и более независимых ритмов (полиритмия). Брейкбит может иметь как регулярную структуру, то есть с постоянным использованием одного и того же ритмического рисунка (брейка), так и нерегулярную – с сочетанием разных ритмических рисунков. Обычно брейки семплируются из старых записей фанка и диско или создаются на драм-машинах и на их компьютерных эмуляторах.
Основоположником стиля был диджей Kool Herc, который в 70-х первым начал использовать брейки из записей фанка в качестве основы для рэпа. Он брал две одинаковые пластинки и с одной из них заводил необходимый ему барабанный проигрыш, а как только этот проигрыш подходил к концу, Kool Herc заводил этот же проигрыш с другой пластинки, создавая таким образом непрерывный ритм.
Скорее всего, стремительный рост популярности breakbeat был вызван тем, что к тому времени люди уже несколько устали от порядком приевшегося хаус-бита. Также на популярность очень сильно повлияло и то, что в breakbeat часто применяются фанковые грувы, а весьма заметное влияние хип-хопа не заметит только глухой. Основным критерием для определения breakbeat являются чистые, практически ничем не обработанные барабаны и перкуссия (за исключением разве что компрессии) и стандартный ритм 4/4. Сольники чаще всего ударяют на вторую и четвертую долю. Также в ритме может быть несколько дополнительных сбивок. Если говорить простым языком, то ритмическая основа breakbeat строится на смещении доли (синкопировании) некоторых ударных или всего куска ритма. Чаще всего синкопирование происходит на третьей доле. Впервые исторически этот метод применили барабанщики Джеймса Брауна. Необходимо отметить, что breakbeat – это лишь общая классификация всей той музыки, где используется описываемая выше ритм-структура (разве что за исключением хип-хопа, который появился раньше).
Сегодня слово «breakbeat» часто служит синонимом именно музыки со значительным акцентом на breakbeat-партии и темпом до 150 ударов в минуту, в частности нью-скул-брейкс и его дальнейшие разновидности, биг-бит.